13 июня 2011 г.

Colours and Perception

Ну, наконец-то, решился написать новый пост. Никакой ярко выраженной тематики у него не будет, просто изложение фактов и иллюстраций. Полетов я с прошлого раза так и не совершил, да не очень и нужно было. Почему?

Вернемся на три недели назад, в воскресенье 29 мая. Тони в этот день был недоступен, уехал куда-то на две недели. Сделал он это, надо сказать, вовремя: мне как раз пришла пора сдавать экзамен PPL, что можно было проделать и без его участия, этот экзамен электронный. Я заранее договорился с Биллом по поводу времени экзамена, а на выходных за неделю до него занялся подготовкой. Она заключалась в прорешивании готовых вопросов, которых я набрал шесть вариантов. Как показал GFPT, эти готовые экзамены очень похожи на настоящие, даже попадаются абсолютно одинаковые вопросы.

Итак, в 8:50 утра я заявился в клуб, нашел Билла и он отвел меня в экзаменационную комнату, где стоял компьютер, подключенный к интернету для скачивания вопросов прямо откуда-то из CASA. На экзамен отводилось 3,5 часа, вопросов было 75. Вопросы самые разнообразные: от элементарных знаний приборов, до долгих нудных вычислений взлетной или посадочной дистанции по диаграммам и расчета центровки. Где-то за 2,5 часа я все закончил. Сдал с неожиданно хорошим результатом в 90%. Билл за это время уже успел куда-то улететь, я распечатал отчет, положил ему на стол, заплатил за экзамен и уехал из клуба.

Но это все были мелочи. Главное предстояло второго числа - тест цветовосприятия. Вот где решалось все. По крайней мере, я так думал. Мест, где можно пройти подобную проверку в Сиднее всего два: какой-то частный доктор, к которому я не смог дозвониться, и оптометрическая клиника при университете Нового Южного Уэльса, где меня приняли с распростертыми объятиями второго июня, в четверг. Эта клиника является практикой для студентов, поэтому с меня перед приемом взяли письменное согласие с тем, что меня будут проверять студенты под присмотром специалиста. Да хоть черт лысый, лишь бы все было нормально.

Студентами оказались (кто бы мог подумать) две китаянки. И они проверили все. Вообще все, что только можно. Все мыслимые тесты цветовосприятия, и еще пару таких, о которых я ничего не знал. Были и точечные картинки Ишихары, и еще какие-то изображения, и тест Фарнсворта D-15, и фонарь Фарнсфорта (ради него, собственно, и ходил), и апофеоз всего - аномалоскоп. Я уже сам своим глазам верить перестал, цвета все в один слились.

Немного отступлю, чтобы поподробнее рассказать о фонаре Фарнсворта. Этот прибор не выпускается с конца 70-х годов и их в Сиднее всего штуки две. Представляет он собой две лампочки, расположенные одна над другой, которые могут принимать разные цвета: красный, белый, зеленый. Лампочки маленькие, миллиметра 4-5. Смотреть на них надо с расстояния метра три. Их включают на две секунды, надо их распознать и дать ответ что видно.

Вот это дело я и завалил. В паре случаев цвета просто не смог различить. Масла в огонь добавил белый цвет, который был не совсем белый, а желтоватый, там стояла обычная лампочка накаливания, от которой чисто белого не добьешься. Ну все, приехали.

Девчонки закончили со своими делами и сели за один стол со мной, ждать старшую, которая мне должна была разъяснить что к чему и куда мне идти. То ли я им понравился, то ли просто делать им было нечего, но вот начали они меня расспрашивать обо всем (в основном, о себе), и рассказывать про то место, где мы находились. И кто бы был против знакомства? Но мне было не до того, я весь на нервах сидел, отвечал чисто рефлексивно. Тут, может, судьба решается, какие уж тут еще дела?

Пришла старшая (тоже что-то китайское), держа в руках цветовой треугольник с надписью Deuteranopia. Ну, вот, кажется, и кирдык. Я знал что это такое. Она долго и вдумчиво объясняла мне о моей проблеме, показывала и рисовала графики. Как оказалось, у меня выявилось несколько другое нарушение - дейтераномалия средней степени. В чем разница? При дейтеранопии у человека вообще отсутствует тип колбочек, отвечающих за какой-либо цвет. При дейтераномалии он присутствует, но его чувствительность смещена в сторону какого-либо другого цвета. В моем случае смещен спектр "зеленых" колбочек. Это не самое страшное. Даже так: это лучшее из худшего.

Так, ну ладно, а что делать с CASA? На это мне сказали, что CASA проводит практические тесты для тех, кто завалил Фарнсворта. Причем, вроде бы, в Мельбурне. Но сами они не знают ничего конкретного, только то, что такое имеет место быть. Ну, и на том спасибо, я-то, вообще, думал, что это только слухи.

Девчонки проводили до выхода, пожали руку (как им, вообще, руки-то жать, они же маленькие, сломать боюсь все время?) и попрощались. "А телефончик-то надо было взять," - подумалось через полчаса на улице. "Ты что, из Эстонии?" - проснулось второе Я. "Да заткнитесь вы оба, умники!" - что-то сверху.

Пришел на работу и сел на телефон - вызванивал CASA в Канберре. Надо было получить подтверждение возможности практического теста, разузнать про него побольше, и выяснить что будет, если я и его завалю. Дознание длилось 20-30 минут и сопровождалось музыкальными вставками и роботизированным голосом. Но главное я уяснил: да, CASA проводит практический тест, они его назвали Light Gun Test. И, если я его завалю, то есть еще один тест, но какой мне так и не смогли сказать. Просто попросили позвонить через неделю, когда придут результаты. Что же, подождем.

Теперь перенесемся на неделю вперед, в шестое июня. Мне еще год назад Коля вменял в вину то, что я не сфотографировал как здесь по вечерам проецируют разные красивые изображения на здание оперы. Я и сам не знал когда это происходит и в честь чего, пока Александр в комментарии к прошлому посту не указал точный адрес веб-сайта где это было описано. И тогда созрел план. Начало стандартное - кормлю какаду в парке, а когда начинает темнеть иду к опере и на ней жду начала. Если с нее самой ничего не будет видно - перебегаю на противоположный берег Circular Quay.

Про какаду рассказывать особо нечего, уже всех ими заколебал. Они меня боятся все меньше, я их тоже. Уже голыми руками их переталкиваю на другое место, если мешают, и не боюсь заставлять их садиться на руку, где нет корма. Раньше они при отсутствии корма в руке начинали ее покусывать. Но, кажется, я нашел с ними общий язык. А еще они имеют привычку прижиматься к щеке когда сидят на плече :)

Разобрался с какаду и лорикетами, помог нескольким людям получить незабываемые ощущения и царапины, оделся и пошел к опере. Дошел до нее, забрался по ступенькам наверх, и начал снимать. Вот вам нечеловеческая красота:




И чтобы было понятнее где я стоял:



Странно, в жизни краски, вроде, не такие яркие. А на фотографии получается какая-то неимоверно притягательная картинка. Как видно, опера здесь была не единственным элементом действа: еще на берегу расположились какие-то инсталляции, вроде вот такой:


Обычные уличные фонари вокруг здания оперы тоже заменили на какие-то гламурные:



Все, кажется, больше снимать нечего, оставалось только ждать когда дадут свет. Обещали в 6 вечера, а было около 5. Солнце начинало заходить за горизонт и становилось прохладно. По ночам здесь температура опускается градусов до 8, а у воды становится как-то совсем холодно. Так вот, поеживаясь, ходил по опере, пока, наконец, не дали:


Вблизи ничего не понятно. Пришлось быстро бежать на противоположный берег, продираясь через толпы любопытных. Добежал до конца международного пассажирского терминала, и начал снимать:














А потом еще и видео сделал. Это было непросто, уж поверьте, пришлось скрючиться над камерой и не дышать, чтобы только не шевельнуть ее.


За музыку благодарите Mandarin, она же Надежда. Это она ее раскопала где-то на просторах Британии. Кажется, вполне в тему попадает.

Однако, ну и холодно же там было. Когда сюжеты начали повторяться, ушел оттуда, кое-как шевеля затекшей в ноль ногой. Жертва искусству принесена, пора греться. По пути увидел вот что:


Они пришли чтобы поработить этот мир. Ктулху фхтагн! Хотя, вообще-то, это просто медузы. И они меняли цвета. Размеры у них - метра два в диаметре каждая. На снимке кажется, что больше, правда?

А другие здания, оказывается, тоже были освещены по-разному:


Я, правда, не снимал все. Главное-то сделано - опера снята. Все, домой, в тепло.

Отматываем еще неделю вперед, получаем сегодняшний день, понедельник 13-е. Погода - хлам. Тони, наконец-то, появился на горизонте. Он в пятницу-воскресенье улетал в Викторию по каким-то срочным делам. Но сегодня нарисовался в клубе. Летать, правда, было невозможно: низкая облачность, дожди, местами даже ливневые. Я даже не брал в клуб никаких полетных принадлежностей, которых обычно набирается килограмм шесть.

На случай невозможности лететь у меня был запасной план: сдать экзамен на лицензию радиооператора. Это дело все равно нужно для PPL. Была еще одна задачка: поговорить с Тони и Биллом о CPL (Commercial Pilot License, если что): выяснить что туда входит, с чего придется начать и есть ли какой-то выбор.

Ну, экзамен я благополучно сдал, хоть и едва не провалил, набрал ровно столько баллов, сколько нужно. Это просто потому, что я не готовился, ибо не знал что это за экзамен в принципе. Хорошо, что вообще сдал. Ладно, бог с ним, есть дела поважнее.

Из разговоров с Биллом выяснилось вот что:
1. CPL - это всего лишь разрешение зарабатывать деньги, летая на самолете.
2. Программа CPL почти идентична PPL, только там несколько шире рассматривается планирование полета и жестче допуски. А так - то же самое: визуальные полеты.
3. 150-часовая программа включает в себя около 20 часов полетов с инструктором (для PPL было 19) и, внимание, 70 часов самостоятельного командирского налета. Ох, ничего себе. Куда ж мне летать-то, я уже все облетал тут в окрестностях?
4. Самое интересное - Instrument Rating, Night VFR, Multi-engine Endorsement - не включены в CPL.
5. Для IR нужно тоже сдавать тест цветовосприятия.

Вот пункт 5 меня больше всего обеспокоил. То есть, без нормальных результатов теста, меня к серьезным машинам не подпустят, даже в качестве второго пилота. Отсюда вывод: надо этот вопрос поскорее решать, пока не зашел слишком далеко.

Пока инструкторы разговаривали между собой, я бродил по клубу, задумчиво рассматривая вышку аэродрома, мигающую дежурным белым фонарем. Самолетов летало немного, только Cessna Citation куда-то усвистел и несколько вертолетов пролетели над клубом, в том числе и UH-1 с характерным звуком. "А ведь ребята на вышке ничем особенным сейчас не заняты," - подумалось. И тут осенила идея: а что если попросить вышку посветить своим фонарем в сторону клуба и проверить смогу ли я пройти тот Light Gun Test?

Подошел к Тони, объяснил проблему. Ему-то тоже было нечего делать, я был единственным студентом на сегодня, а больше в клубе никого не было, все разбежались. Тони позвонил на вышку, и там согласились светануть в нашу сторону разными сигналами так, как они делают для CASA.

Вышли с Тони наружу, взяли бумажки и стали записывать цвета, которые нам показывали с вышки. Всего дали шесть сигналов. Красный-белый-зеленый и еще раз ту же последовательность. Сверились с Тони. Оказалось, что ошибок я не допустил. Что ж, это обнадеживает, хотя разница между белым и зеленым была не очень явной, он был каким-то очень бледно-бирюзовым. По крайней мере, он таким мне казался. Ох уж это мне цветовосприятие.

Помимо проверки себя, я от этой проверки хотел получить еще кое-что: выяснить как выглядят цвета конкретно того фонаря, которым меня будет проверять CASA (а это, по идее, должен быть именно он), и проверить что за тип лампочки там у них стоит: желтая лампа накаливания или чисто белый светодиод. На мое счастье там был ярко выраженный светодиодный цвет. Так что мы еще поборемся... надеюсь.

22 комментария:

  1. Ура! Значит с тестом все будет в порядке! Это же прекрасно!
    А ты молодец))) Договориться на внеочередной тест... )))
    Какая красотища на фото... и музыка феноменально подобрана! Спасибо! Этот праздник по поводу дня рождения? И сколько все это продолжается в среднем?

    ОтветитьУдалить
  2. С тестом не стал бы загадывать, посмотрим.
    А чего там договариваться? Попросил Тони, он и договорился :) Дескать, ребята, вы там не заняты, посветите нам тут пока то да се.
    За фото говори спасибо архитектору Йорну Утзону, это все он :) Я-то просто сопли морозил с камерой наперевес.
    Это Vivid Sydney 2011. Фестиваль музыки и прочих искусств. Продолжается что? Фестиваль? Май-июнь, не знаю точно, он многодневный. А иллюминация длится... вот не тоже не знаю. Когда оттуда уходил она еще продолжалась, но уже шли повторы, не стал дожидаться, ну холодно же.

    ОтветитьУдалить
  3. Супер! Артур, спасибо за видео. А музыка на самом деле подходящая. По поводу теста - ну чтож - удачи! Я так думаю мы все надеемся что у тебя все получиться.

    ОтветитьУдалить
  4. Я не совсем понял: тебе самому это действо понравилось, или ты просто выполнил запрос? Музыка подобрана очень здорово, не догадаешься, что наложена позднее, по крайней мере пока я не прочитал текст, то не заподозрил.

    Как это все облетал: в Перт перелет устрой или в Элис-Спрингс, сразу уйму часов наработаешь. :)

    Из CASA уже на этой неделе должны позвонить?

    ОтветитьУдалить
  5. Я просто выполнил запрос. Мне самому какаду подавай, ты ж знаешь :)
    Про перелеты потом еще буду прикидывать. У меня какое-то необоснованное желание долететь до Брисбена.
    Из CASA никто звонить не обещал. Письмо прислать обещали. А нет, так я им напомню.

    ОтветитьУдалить
  6. Любопытно, чем же тебя привлек этот город?

    ОтветитьУдалить
  7. Ну хорошо, в Мельбурн тогда :)

    ОтветитьУдалить
  8. Про Мельбурн спрашивать не буду, а то и здесь передумаешь)

    ОтветитьУдалить
  9. Не передумаю, тут больше городов и нет в пределах досягаемости :)

    ОтветитьУдалить
  10. Рассказывай, на этой неделе должны быть новости по твоему тесту. и?

    ОтветитьУдалить
  11. Опять затищье у Артура. Зима.

    ОтветитьУдалить
  12. Так не происходит ничего же.

    ОтветитьУдалить
  13. Тук-тук!.. Как погода? Настроение?..
    Я вот сегодня ходила на внеочередной субботник - разгребали берег реки. Брр!.... до сих пор передергивает, когда вспоминаю. А ты чем похвастаешь? :)

    ОтветитьУдалить
  14. Вот это да! Грипп?? Как же ты так? Кондиционером злоупотребляешь?

    ОтветитьУдалить
  15. Погода солнечная, в основном тепло. Но в последнее время как-то ветрено. Похвастать пока особо нечем, работаю себе да и все.
    И грипп подхватил не я, а Билл.
    А чего вас на берег-то выгнали?

    ОтветитьУдалить
  16. На берег? Ну это очередная выдумка администрации города: "Чистая вода", кажется, так называется. Водолазы из реки мусор выкидывают на берег, а мы - соответственно с берега на дорогу, а уже там СпецАвтодор подхватывает все это дело и тоже куда-то сплавляет) Вот такой круговорот)

    ОтветитьУдалить
  17. Раньше ты чаще рассказывал про работу) Похоже организация совершенно секретная))

    ОтветитьУдалить
  18. Про работу же неинтересно. Но ладно, попробую как-нибудь в ближайшее время.

    ОтветитьУдалить
  19. На двухмоторном разве ты еще не летал? А Билл все еще болеет?

    ОтветитьУдалить
  20. Конечно не летал. Максимум на Arrow. Это не настолько само собой разумеющееся событие. Это - Advanced Training. Если бы летал, уж не сомневайся, написал бы и нафотографировал.
    А Билл, вроде, живой. Экзамен назначил на 24-е.

    ОтветитьУдалить